Правовое просвещение
Федеральным законом от 11.10.2018 № 359-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 333-38 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации установлены льготы при обращении за совершением нотариальных действий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность, если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязательным (пункт 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий несовершеннолетних граждан, граждан, признанных ограниченно дееспособными, владеющих жилыми помещениями на праве собственности, а также физических лиц, владеющих жилыми помещениями на праве общей долевой собственности совместно с несовершеннолетними гражданами и гражданами, признанными ограниченно дееспособными, - за удостоверение сделок по продаже недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме.
Федеральным законом от 11.10.2018 № 359-ФЗ от уплаты госпошлины за нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества в аварийном доме освобождены все физические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество в аварийном и подлежащем сносу доме, а также в отношении всех видов сделок с указанным имуществом.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 11.10.2018г.
1. Категории лиц, которым запрещено проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов
Федеральным законом от 11.10.2018 № 362-ФЗ внесены изменения в Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которыми не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- международными и иностранными организациями;
- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- НКО, выполняющими функции иностранного агента.
Изменения вступают в силу сегодня, 22.10.2018.
2. Скорректированы положения закона, регулирующего предоставление государственных и муниципальных услуг
В целях защиты прав граждан и устранения необоснованных административных препятствий при получении государственных и муниципальных услуг с 18.10.2018 вступает в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Законом устанавливается, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В настоящее время ограничения по количеству допустимых возвратов документов гражданам и юридическим лицам отсутствуют, новая редакция Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает следующие исчерпывающие основания для повторного возврата документов:
- изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
- истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, а также иных организаций и их работников при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
В последнем случае о допущенных ошибочных или противоправных действиях заявитель должен быть уведомлен в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра.
Также Федеральным законом расширяются возможности граждан при обжаловании решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, должностного лица такого органа, государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника МФЦ, а также иных организаций и их работников, привлекаемых для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Так, заявитель вправе в рамках досудебного (внесудебного) обжалования обратиться с жалобой также в случае истребования у него документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Одновременно установлена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при совершении должностными лицами ошибочных или противоправных действий принести гражданам извинения за доставленные неудобства.
3. Усилен контроль за расходами служащих
Федеральным законом от 03.08.2018 № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства РФ «О противодействии коррупции» внесены изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В соответствии с внесенными изменениями контроль за расходами осуществляется не только в отношении действующих должностных лиц, но и замещавших (занимавших) должности, указанные в законе, и освобожденных от должностей либо уволенных, в том числе с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций.
Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения в отношении каждой сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в период замещения (занятия) данным лицом указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.
При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами указанных лиц обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, приобретенное имущество на основании судебного решения обращается в доход Российской Федерации.
4. Минстрой России разъяснил положения действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части обязанности заключить договор на оказание данных услуг
Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, территориальной схемой обращения с отходами, региональной программой в области обращения с отходами.
Отходы, образующиеся при уборке территории муниципальных образований, относятся к ТКО. Соответственно, их оборот (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Следовательно, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
5. Возврат водительского удостоверения лицу, подвергнутому наказанию в виде лишения права на управление транспортным средством
В соответствии с Правилами возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191, возврат водительского удостоверения лицу, подвергнутому административному или уголовному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), производится после проверки знания им Правил дорожного движения в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление.
При этом, лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего контроля знаний.
В случае успешного прохождения «экзамена» водительское удостоверение возвращается по истечении срока лишения права на управление транспортными средствами в день обращения по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Кроме того, за совершение административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, невыполнением требований ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования, либо за совершение преступлений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (в состоянии опьянения), лица, лишенные права на управление, представляют медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
6. Органы местного самоуправления получили право на осуществление мероприятий по защите прав потребителей
Федеральным законом от 29.08.2018 № 244-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района наделены правом проводить мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). При этом прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центы предоставления государственных и муниципальных услуг.
7. Внесены изменения в трудовое законодательство
Федеральным законом Российской Федерации от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен ст. 185.1, устанавливающей гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
Так, работникам гарантировано при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательствам в сфере охраны здоровья, право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы. При этом работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Освобождение от работы для прохождения диспансеризации будет осуществляться на основании письменного заявления работника, с согласованием дня освобождения от работы с работодателем. Федеральный закон вступит в силу с 01.01.2019.
8. Утверждены правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» установлен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест накопления и требования к его содержанию.
Согласно указанным Правилам места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования и требованиями законодательства РФ. В случае если обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки. Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде, размещается на официальном сайте органа местного самоуправления, а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором. Правила вступают в силу с 1 января 2019 года.
10. Внесены изменения в законодательство о противодействии коррупции
14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 №298-ФЗ «О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Далее – Кодекс), касающийся вопросов привлечения юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса.
На основании поправок часть 1 статьи 27.1 Кодекса дополнена пунктом 13, устанавливающим в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении рассматриваемой категории арест имущества. В целях установления порядка и условий применения такой меры обеспечения глава 27 Кодекса дополнена статьей 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица». В частности определено, что стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 19.28 Кодекса. Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. А в случае проведения административного расследования прокурор вправе направить в суд ходатайство о наложении ареста на имущество одновременно с вынесением в соответствии с частью 2 статьи 28.7 Кодекса постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса, и проведении административного расследования.
11. В законодательство внесены изменения, направленные на усиление профилактики туберкулеза
С 14.08.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», направленные на усиление профилактики туберкулеза.
В понятийный аппарат указанного федерального закона включены определения «лицо с подозрением на туберкулез» и «лицо, находящееся или находившееся в контакте с источником туберкулеза». Установлено требование о проведении диспансерного наблюдения в отношении лиц указанных категорий (ранее ему подлежали только больные туберкулезом). Кроме того, на лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, возложены иные обязанности, а также конкретизированы ранее предусмотренные. Например, они должны соблюдать периодичность диспансерных приемов, а также не препятствовать проведению предусмотренных законодательством санитарно-противоэпидемических мероприятий. На больных туберкулезом возложены обязанности по прохождению лечения, соблюдению режима лечения и правил поведения пациентов в медицинских противотуберкулезных организациях.
12. Минтруд России проинформировал о категориях лиц, обязанных принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и другие. Обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается на следующие категории лиц: государственных и муниципальных служащих; служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, к которым прежде всего относятся лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Рекомендациями установлены особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, срок применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Определены основания для применения взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
13. О рассмотрении вопросов гражданства РФ
Указом Президента РФ от 02.10.2018 № 562 внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325".
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, при приеме в гражданство РФ лиц, имеющих вид на жительство в РФ и проживающих в России в течение пяти лет непрерывно, необходимо представлять, в том числе, документ, подтверждающий величину дохода за период проживания на территории РФ с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением
Установлено, что решение по вопросам гражданства РФ отменяется в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина РФ. Отказ подтверждается заявлением, составленным в произвольной форме. В случае отказа заявителя от написания такого заявления либо невозможности его написания отказ и обстоятельства, свидетельствующие о невозможности написания заявления, фиксируются с использованием технических средств аудио или видеозаписи, о чем в обязательном порядке в устной форме уведомляется заявитель.
Определено также, что граждане Украины при приеме в гражданство РФ должны представлять нотариально заверенную копию заявления об отказе от украинского гражданства, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины.
Кроме того, уточнено, что при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему в России, не выдается вид на жительство, если оно осуждено к лишению свободы за совершение преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом.
14. Об изменениях в порядок назначения и выплаты пенсий
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий. Закон направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Так, в порядок назначения и выплаты пенсий внесены ряд изменений:
- устанавливается пенсионный возраст: для женщин - 60 лет, для мужчин - 65 лет;
- корректируется понятие предпенсионного возраста - в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
- предусматривается льготный порядок назначения пенсий (при соблюдении установленных условий) для многодетных женщин. Например, женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, смогут выйти на пенсию в возрасте 56 лет, трех детей - в возрасте 57 лет, в обоих случаях при наличии страхового стажа не менее 15 лет;
- устанавливается, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения определенного возраста, но не ранее 60 и 55 лет соответственно).
Также внесены поправки в порядок назначения пенсий и порядок индексации ее размеров.
Устанавливаются стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 - 2024 годах (в 2019 - 87,24 руб.) и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в 2019 - 2024 годах (с 1 января 2019 года - 5334,19 руб.).
Сокращаются периоды выплаты пособий по безработице (при этом предусматривается одновременное увеличение размеров максимального и минимального размеров пособия).
В общем случае пособие будет выплачиваться в первые три месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, а в следующие три месяца - в размере 60 процентов такого заработка, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины (с учетом районных коэффициентов).
Для некоторых категорий безработных (например, кто впервые ищет работу) период выплаты пособия может быть сокращен с шести до трех месяцев.
Вводятся также положения, предусматривающие дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (например, период выплаты пособий для них может составить 12 месяцев, с возможным повышением на 2 недели за каждый год работы, превышающей установленный страховой стаж, максимально - 24 месяца).
15. Утверждено Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших
С 27.08.2018 вступил в силу Приказ МВД России от 06.06.2018 № 356 «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших».
Данное Положение определяет полномочия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации по назначению вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и порядок его выплаты гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства
Определено, что в случае возникновения у полиции необходимости обращения к помощи граждан в целях раскрытия преступлений и задержания лиц, их совершивших, принимается решение об объявлении информации о назначении вознаграждения с обязательным предварительным согласованием в Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России вопроса о наличии денежных средств на эти цели.
Объявление о назначении вознаграждения действует с момента его размещения на официальном сайте МВД России и до его удаления с сайта. Объявление может быть размещено в СМИ, а также на информационных стендах территориальных органов МВД России. Объявление должно содержать:
- ориентирующую информацию о преступлении, а также информацию о данном лице;
- сведения о размере вознаграждения и условиях его выплаты;
- сведения об оперативном подразделении, участвующем в раскрытии преступления, в связи с которым объявляется назначение вознаграждения (с указанием местонахождения и контактных телефонов).
Размер вознаграждения устанавливается в следующих пределах:
- до 500 000 рублей - по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России или его заместителя - начальника полиции;
- до 3 000 000 рублей - по решению заместителя Министра внутренних дел;
- свыше 3 000 000 рублей - по решению Министра внутренних дел.
Вознаграждение выплачивается гражданину в случае инициативного представления им достоверной информации в период размещения объявления, которая привела к раскрытию преступлений и задержанию лиц, их совершивших. Решение о выплате вознаграждения принимается после задержания лиц, за розыск которых объявлено вознаграждение, а также после предъявления обвинения лицам, причастность которых к преступлениям установлена по представленной информации либо после принятия по уголовному делу решений о его прекращении по установленным основаниям.
16. Федеральным законом в Семейный кодекс Российской Федерации вносится ряд изменений, направленных на уточнение порядка и условий выплаты неустойки за несвоевременную уплату алиментов
29.07.2018 принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации».
В частности, устанавливается, что по взаимному согласию сторон возможно освобождение от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов или уменьшение задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов по соглашению сторон, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно Федеральному закону в судебном порядке допускается освобождение от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов или уменьшение задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов, в случае если неуплата алиментов и (или) неустойки за несвоевременную уплату алиментов и (или) задолженность по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов имели место в связи с болезнью лица, обязанного уплачивать алименты, или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не даёт возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.
Федеральным законом уменьшается с одной второй до одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки размер неустойки, которую при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов.
Помимо этого, в Федеральном законе предусматривается, что размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов может быть уменьшен судом с учётом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.
17. Внесены изменения в законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Федеральным законом от 27.06.2018 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии наделены дополнительными полномочиями.
Теперь комиссии имеют право принимать решение о проведении разъяснительной работы с родителями (законными представителями), которые совершили в присутствии детей противоправные и (или) антиобщественные действия, оказывающие отрицательное влияние на поведение несовершеннолетних. Комиссии помимо вопросов, касающихся отчисления несовершеннолетних из образовательных организаций, уполномочены также рассматривать и иные вопросы, связанные с их обучением. Для органов и учреждений системы профилактики предусмотрена обязанность информирования органов службы занятости о подростках, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в трудоустройстве. Для несовершеннолетних, помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, установлено ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к сети «Интернет», не приводящее при этом к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями.
18. Ужесточена ответственность за незаконную организацию азартных игр
Федеральным законом от 29.07.2018 № 227-ФЗ «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за организацию и проведение без лицензии азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, а также за систематическое предоставление помещений для незаконных организации и проведения азартных игр.
Наказание последует, в том числе, и за ведение такой деятельности без лицензии (вне игорной зоны) и за систематическое предоставление помещений в этих целях. Под систематическим предоставлением помещений в настоящей статье понимается предоставление помещений более двух раз. Соответствующие дополнения внесены в статью 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр». Кроме того, установлены нижние пределы наказания в виде штрафа, которое может быть назначено в качестве основного вида наказания за совершение преступлений, предусмотренных статьей 171.2 УК РФ (по первой части статьи - 300 тыс. руб., по второй - 500 тыс. руб., третьей - 1 млн. руб.) и в виде лишения свободы (1, 3 и 5 лет соответственно). За деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 171.2 УК РФ, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения или сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет. Изменения действуют с 10 августа 2018 года.
19. Пересмотрено понятие самовольной постройки и порядок ее сноса
Федеральным законом от 03 августа 2018 №341-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс РФ.
Поправки касаются самовольных построек, в том числе уточнено понятие самовольной постройки. В соответствии с внесенными изменениями самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, указанным федеральным законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка в случае невыполнения обязанностей по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями. Изменения в закон вступают в законную силу с 01.09.2018.
20. Порядок привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
Порядок привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей регламентирован Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. В силу ст. 165, 167 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освободить работника от работы в случае, если работник должен исполнять обязанности присяжного заседателя в рабочее время, и сохранить за ним должность. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа